Логотип. Грифон
Декоративные
изделия из кожи
Главная Продукция Галерея Цены Контакты
Форум Кнуты - отдельная тема
Плеть боевая

SnakeWhip малый
Кнуты, плети, нагайки...
   Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) - это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах - оружие. Уже в IX-VIII вв. до н.э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней. Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски "том") либо кость ("толарсых").
   В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: "Как раненый зверь застонал... бичом перебитый напополам" или в бою: "Вот каждый в руки плеть берет... помчались нарды с удальством и песней в боевой поход". Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества. Например, у киргизов был известен "бой обнаженных" - жыланач чабыш, - целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н.э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор).
   О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком):
"Лишь только хотел он мечом взмахнуть
бич трижды обвил богатырскую грудь.
В змеиных объятиях крепко сдавил,
дыханья свободного сразу лишил."
(Албынжы, хакасский эпос)
   Для боя была разработана целая система специальных ударов плетью, не потерявшая своей актуальности и сейчас. Так, киргизы для большей вероятности победы в конном поединке удары наносили в особо чувствительные места, чтобы парализовать действия противника: в руку выше локтя, в запястье, рукояткой плети в шею, сухожилие и в коленную чашечку. В бою, по материалам хакасского и тувинского фольклора, использовался специальный удар плетью по голове противника: "Тут его Меге Тоолай так ударил плетью, что голова с плеч слетела". Подобное искусство постоянно совершенствовалось в повседневной практике охоты и состязаний. Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку.
    Интересно, что в древности греческие рабовладельцы привлекали скифов в качестве полицейских для поддержания порядка на собраниях. В таких случаях "служители Фемиды" достаточно быстро усмиряли страсти во время дебатов, пользуясь кнутом примерно так, как сейчас дубинкой омоновцы. Что касается тактики использования плетей, то выглядела она примерно так: во время конного боя, при встречной атаке, когда всадники преодолевали расстояние, простреливаемое из луков (150-12 метров), завязывался рукопашный бой, где шли в ход копья, мечи, топоры, кинжалы и плети. Однако мечи скифов были короткими (их современный аналог - кавказский кинжал), достать ими противника в седле трудно, длинные же копья не позволяли манипулировать в ближнем бою. Поэтому именно плеть оказывалась универсальным оружием, гибким, быстрым и эффективным. При резких ударах она не только выбивала глаза, но и разрывала одежду, распарывая ее словно бритва, воздействовала не только на всадника, но и на коня. Кстати, именно плеть сыграла важную роль в формировании восточного доспеха, потому как закрыться щитом от удара кнутом невозможно - длинный и гибкий ремень плети огибал край щита и впивался в руку или в лицо.
   Удобство использования плети объясняется еще и тем, что она была в прямом смысле слова всегда под рукой: у рукояти крепился ремешок, который надевали на запястье, в результате чего плеть постоянно висела возле кисти, нисколько не мешая пользоваться луком, копьем или мечом. Во время боя можно было перебросить меч в левую руку и схватив плеть, достать врага. Наматываясь на древко копья или топора, плеть могла вырвать оружие из рук, а с учетом отсутствия тогда стремян ею удавалось свалить на землю и всадника. Умелые воины могли отбивать плетью летящие в них стрелы и дротики. Наконец, воины древности умели плетью запускать во врага камни и свинцовые ядра, применяя ее как пращу.


Скачать Ron Edwards - How to Make Whips


Библия изготовителей кнутов
Ron Edwards
How to Make Whips

4.68 mb

Скачать DJVU Reader Программа для просмотра книги
DJVU Reader (1.38 mb)


Ещё одна интересная книга
В.А. Ерашов «Русская нунчаку», или казачья нагайка (293kb)
Издание посвящено одному из важнейших составляющих казачьего боевого искусства — нагайке.
Оно содержит в себе обширный материал, начиная от исторических сведений необходимых научных выкладок до методических разработок по нагаечному бою.


В.А. Ерашов — Донской казак, есаул Всевеликого Войска Донского, кандидат наук, заместитель атамана Ростовского ка¬зачьего союза по военно-патриотической работе и спорту, ата¬ман центра казачьих боевых искусств «Пернач». На протяже¬нии десяти лет занимается возрождением казачьего боевого Искусства, автор двух книг по данной теме.



Ссылки по теме (к сожалению, все, кроме первых двух англоязычные, но я не стал переводить и присваивать автороство себе):

Лучший рускоязычный форум, что я нашёл по вопросам изготовления и применения кнутов, нагаек и т.п. на guns.ru

Рускоязычное видео по работе с нагайкой

Физика щелчка кнута
Терминология устройства кнута
Безопасность использования

Приёмы:

Подробные инструкции по пользованию кнутом с видео

следущие ссылки без видео, только с текстовы описанием
Щелчок вперёд
Другой щелчок вперёд
Щелчок над головой
Щелчок «по венгерски«, круг над головой
Щелчок сбоку от руки
Серийный шестикратный щелчок
Срезание цели в щелчке это реально боевое применение
Щелчок - уловка (пугалка) сначала щелчок, потом нежный захват, люди пугаются...
Экзотика :) я так и не понял лично как это он...
Хостинг от uCoz